Вернуться к списку статей




Инна Гитер
ВЛАСТЕЛИН СЕРДЕЦ





Вот уже несколько лет весь мир сходит с ума по Гарри Поттеру. Взрослые и дети обсуждают взаимоотношения учеников школы волшебства и подробности игры в квиддитч. В декабре в издательстве "Росмэн" выходит на русском языке "Гарри Поттер и философский камень" - первый том сверхмодной трилогии английской писательницы Джоан Роулинг.

Гарри Поттер - это мальчик-волшебник, чьи родители погибли в битве со злым Лордом Вольдемортом, когда Гарри был всего год. Сам Гарри каким-то таинственным образом сумел противостоять черному магу, после чего Вольдеморт исчез. До 11 лет Гарри не знает ничего о своем прошлом и не подозревает, что он волшебник. Мальчик растет в семье сестры его матери, Петунии Дерсли, злобной Маггл (так волшебники называют простых людей, не обладающих волшебными силами, - в не самом удачном русском переводе их называют "мюглями"). Петуния, ее муж Вернон, их толстый и глупый сын Дадли терроризируют Гарри, заставляют его спать в шкафу под лестницей, одевают в старые обноски и морят голодом. Гарри живет с ними десять лет, все это время не понимая, отчего с ним постоянно происходят какие-то странные вещи. Когда Гарри исполняется 11 лет, ему приходит письмо с приглашением поехать учиться в Хогвартс, школу магии и волшебства. Так Гарри узнает, что он волшебник, и так начинается история его приключений. Каждый том рассказывает о годе учебы Гарри в Хогвартс, о его друзьях и врагах, о его борьбе с Вольдемортом, который возвращается, чтобы снова завоевать мир.

Судьба создательницы Гарри Поттера - Джоан Кэтлин Роулинг - тоже чем-то смахивает на сказку. Выпускница Эксетерского университета, преподавательница французского языка, Роулинг долгое время была бедной одинокой матерью, живущей со своей маленькой дочкой на социальное обеспечение в крошечной неотапливаемой квартире в Эдинбурге, в Шотландии. Она писала первую книжку о Гарри Поттере в кафе, пока ее дочка спала. Можно сказать, что Гарри спас Джоан в самый тяжелый момент ее жизни. Шотландский совет по искусству предоставил Джоан Роулинг грант на завершение книги, а вскоре издательства "Блумсбери" в Англии и "Схоластик" в Америке купили права на издание первого тома. Очень скоро книга побила все мировые рекорды в издательском мире. К настоящему времени в свет вышли уже четыре книги серии (всего их должно быть семь - по количеству лет, которые Гарри провел в Хогвартс), а Роулинг в списке самых богатых женщин в Англии заняла третье место, заработав больше 22 миллионов долларов.

Несмотря на такой феноменальный успех, у Гарри Поттера есть много противников. В основном критика исходит от родителей в религиозных семьях, которых пугает то, что книжка пропагандирует колдовство и магию, а также неуважение и неприятие авторитетов. Многие родители запрещают своим детям читать Гарри Поттера, считая, что эта книга слишком жестока и взросла. Ортодоксы утверждают, что книга вовсе не о дружбе и смелости, а об оккультном мире как о способе спасения от превратностей реальной жизни. По мнению противников Роулинг, она учит детей использовать зло (колдовство) для борьбы с другим злом, что является основной доктриной сатанизма. Американская ограниченность проявляет себя в разнообразных интерпретациях Поттера, выискивающих в книге все мыслимые грехи - от сатанизма до гомосексуального подтекста.

Более того - книга Роулинг лидирует в списке Американской библиотечной ассоциации среди десяти самых спорных книг 1999 года (остальные 9 попали в этот список за непристойную лексику и сексуальное содержание). В городе Зиланд, штат Мичиган, первый том Гарри Поттера убрали с полок школьных библиотек и запретили читать в классе, а библиотеки отказались от закупки последующих томов серии. Еще в 19 штатах библиотеки и школы пытались наложить запрет на книгу. Конечно, немедленно возникло контр-движение в защиту Гарри Поттера. Библиотека Конгресса на ежегодной Неделе Запрещенных Книг устроила специальное чествование Гарри Поттера, куда были приглашены возмущенные дети, правозащитные организации и всевозможные журналистские и издательские ассоциации, выступающие за свободу слова. Многие духовные лица и теологи вдруг встали на защиту Поттера, утверждая, что в книге можно найти явные христианские мотивы - у Гарри есть какое-то неведомое ни ему, ни нам особое предназначение в борьбе со злом, и в этом он подобен библейским пророкам.

Для Америки Гарри Поттер - явление весьма знаменательное: дети, забыв о Покемоне и видеоиграх, вдруг стали читать. В библиотеках они просят найти им похожие книжки, чтобы было чем заняться до выхода в свет следующего тома. Те, кто познакомился с миром фэнтези из книжек Роулинг, естественным образом переходят к Толкиену и Льюису.

В чем же все-таки загадка Гарри Поттера? Что делает эту книгу настолько привлекательной и настолько противоречивой? Прежде всего - неожиданное сочетание фэнтези и традиционного детектива. Каждый том - это небольшая детективная история, закрученная с мастерством Агаты Кристи, где виновником всегда оказывается тот, кого мы меньше всего подозревали. Кроме того, из тома в том переходит сводящая нас с ума загадка самого Гарри - как же все-таки он сумел победить Вольдеморта? Повествовательный стиль Роулинг захватывающе прост, и в то же время в нем нет искусственного примитивизма, типичного для многих детских книжек.

И все же, я думаю, основная причина феномена Гарри Поттера - разнообразие мира, который создает Роулинг. В ее книгах нет замкнутого сказочного универсума, в котором действуют только сказочные законы. Роулинг изображает аналог реальности, со всеми ее проблемами, несправедливостью, страданием и смертью. Ее волшебники живут не в каком-то вневременном пространстве, а в Англии конца XX века. Здесь есть министерства магии, пресса, банки, тюрьмы, квиддитч - аналог футбола, где игроки летают на метлах. Магические навыки приобретаются тяжким трудом в учебных заведениях. В мире волшебников есть даже расизм: волшебники, рожденные от обычных людей, подвергаются гонениям со стороны волшебников чистых кровей.

То, что у Роулинг мир волшебников существует параллельно с миром Магглов, дает ей возможность детально разоблачать мелочность обывательского менталитета. Для писательницы характерно жесткое неприятие ориентированной на материальный комфорт современной культуры. Ее Магглы - воплощение среднего класса, скучные люди, привязанные к своему благополучию, никогда не отступающие от правил. Магглы не замечают волшебников, более того - даже не допускают их существования. Они просто не понимают, что есть альтернатива их сознанию и их образу жизни.

Зато это понимают миллионы взрослых и детей во всем мире, которые покупают книжки Роулинг. Посмотрим, как сложится судьба Гарри Поттера в России, где средний класс - миф не хуже колледжа волшебников, а материальное благополучие настолько же сказочно, как и футбол верхом на метле.


04 декабря 2000
Инна Гитер (www.vesti.ru)
yan@pobox.com



Вернуться к списку статей




Hosted by uCoz